Аккумуляторы тяговые
1. Назначение
2. Технические данные
3. Состав изделия
4. Устройство изделия
5. Указание мер безопасности
6. Подготовка к работе
7. Порядок работы
8. Техническое обслуживание
9. Характерные неисправности и методы их устранения
10. Правила хранения и транспортирования
11. Гарантийные обязательства

1. Назначение

1.1 Батареи предназначены для работы на машинах напольного безрельсового электрофицированного транспорта.
Батареи изготавливаютя исполнения У, категории 2 по ГОСТ 15150-69.

2. Технические данные.
2.1 Основные параметры батарей должны соответствовать указанным
в табл.1
2.2 Габаритные, присоединительные размеры и масса аккумуляторов должны соответствовать указанным в табл.2
и на рисунке 1-2 приложения 1.

Допускается отклонение аккумуляторов от вертикальной оси на угол не более 30о (для аккумуляторов ТНЖК-350-У2 - не более 45оС), при этом электролит не должен выливаться.
2.4 Емкость аккумуляторов, заряженных при температуре (15-35оC) и разряженных при начальной температуре электролита минус 20оС током в соответствии с табл.4 до напряжения 1.0 В, должна быть не менее 40% номинальной для аккумуляторов типа ТНЖ и не менее 60% номинальной для аккумуляторов типа ТНЖК.
2.5 Сопротивление изоляции аккумуляторов с полимерным покрытием должно быть не менее 10 МОм.
Сопротивление изоляции аккумуляторов с резиновым чехлом долно быть не менее 1.5 МОм.
Сопротивление изоляции батареи относительно батарейного ящика должно быть не менее:
20 кОм - перед приведением в действие аккумуляторов, не залитых электролитом;
1 кОм - после приведения в действие и в течение всего срока службы.

3. Состав изделия
3.1 Комплектность каждой батареи должна соответствовать указанной
в табл.3
К каждой поставляемой батарее прилагается техническое описание и инструкция по эксплуатации.

4. Устройство изделия
4.1 Батареи поставляются в виде комплектов аккумуляторов (россыпью) без электролита с комплектующими и запасными деталями.
Монтаж аккумуляторов в батарею осуществляет предприятие-изготовитель транспортных средств или предприятия, эксплуатирующее транспортное средство. Аккумуляторы при монтаже в батарейный ящик должны быть жестко закреплены во избежание перемещения относительно друг друга.
4.2 Аккумулятор состоит из блока положительных и отрицательных электродов, изолированных друг от друга сепараторами.
Блок электродов помещен в стальной бак. На аккумулятор одет изоляционный резиновый чехол или нанесено электроизоляционное щелочестойкое покрытите и одеты верхний и нижний полиэтиленовые поддоны.
4.3 Одноименные электроды блока приварены к токосъемникам, которые имеют выводы через крышку аккумуляторов в виде борнов. Борны от крышки изолированы электроизоляционными шайбами.
4.4 Аккумулятор снабжен пробкой, которая обеспечивает свободный выход газов и не допускает выплескивания электролита из аккумуляторов при эксплуатации и предохраняет от попадания посторонних предметов.
4.5 В качестве электролита в аккумуляторох применяют раствор едкого натра или едкого кали. Плотность и состав электролита зависит от условий эксплуатации.

5. Указание мер безопасности
5.1 При обслуживании и эксплуатации аккумуляторов и батарей необходимо руководствоваться "Правилами устройства электроустановок" и "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", а также правилами работы со щелочами.
5.2 При работе с гаечным ключоми другими металлическими инструментами нельзя допускать коротких замыканий одновременным прикосновением к разнополюсным выводам аккумулятора. Металлический инструмент должен иметь изолированные рукоятки.
5.3 Наконечники проводов переносного вольтметра должны быть снабжены ручками из изоляционного материала.
5.4 Чистить аккумуляторы следует только после отключения их от зарядного устройства.
5.5 Для предохранения от поражения электрическим током при обслуживании аккумуляторов необходимо пользоваться диэлектрическими перчатками.
5.6 При ожогах электрическим током необходимо рану покрыть марлей, стараясь не касаться ее руками.
5.7 При работе с электролитом и твердой щелочью необходимо одевать зацитные очки, резиновые перчатки, прорезиненный фартук, резиновые сапоги для предотвращения ожогов и разъедания одежды.
5.8 В случае попадания щелочи на кожу или в глаза, промыть глаза струей воды или 1,5% раствором, а кожные покровы - 2-3% раствором борной кислоты.
При попадании едкой щелочи в полость рта следует прополоскать рот подкисленной уксусом водой.
5.9 При ожогах электрическим током или щелочью немедленно обратится к врачу.
5.10 Заряд аккумуляторов следует проводить в хорошо вентилируемом помещении.
5.11 Запрещается устанавливать батарею вблизи нагреваемых приборов и пользоваться открытым огнем на растоянии менее 2м.
5.12 Запрещается проводить заряд батареи с закрытой крышкой батарейного ящика и закрывать крышку батарейного ящика рвнее чем через 2 ч после окончания заряда.

6. Подготовка к работе
6.1 К работе с батареями допускаются лица, изучившие техническое описание и инструкцию по эксплуатации.
6.2 Контрольно-измерительная аппаратура должна иметь инструкцию по ее применению, а также паспорта или другие документы, подтверждающие ее годность на момент проверки батареи.
6.3 Работы с батареями должны проводиться в строгом соответствии с настоящей инструкцией.
6.4 Все работы, проводимые с батареями, должны фиксироваться в специальном журнале (
приложение 8) за подписью лица, ответственного за проведение этих работ. При отсутствии соответствующей записи в журнале рекламации не принимаются.

После проверки аккумуляторы приводят в действие или устанавливают на хранение.

6.5.1 Проверку сопротивления изоляции проводить с помощью мегаомметра на напряжение 500 В. Перед проверкой сопротивления изоляции поверхность аккумуляторов должна быть очищена влажной ветошью от загрязнений и солей.
Аккумуляторы в резиновом чехле устанавливают в ванну, наполненную подщелоченной водой (на 1 л воды 10 мл KOH или NaOH плотностью 1,23 г/см3). Уровень воды в ванне должен быть на 100 мм ниже верхней кромки чехла аккумуляторов.
Провод от вывода "земля" опускают в ванну с водой. Провод "линия" присоединяют к металлической поверхности крышки или к борну аккумулятора.

    Аккумуляторы с электроизоляционным покрытием проверяют последовательно двумя методами:
  1. аккумуляторы устанавливают в ванну с подщелоченной водой. Уровень воды в ванне не должен быть на 30 мм ниже верхней кромки поддона. Провод от вывода "земля" опускают в ванну с водой. Провод "линия" присоединяют к металлической поверхности крышки или выводу аккумулятора и проверяют сопротивление изоляции аккумулятора. Если сопротивление изоляции аккумулятора ниже указанного в п. 2.5, то производят замену поддона;
  2. аккумуляторы, проверенные методом 1, вторично опускают в ванну с подщелоченной водой, при этом уровень воды в ванне должен быть на 30 мм ниже незащищенной кромки бака. Продолжительность выдержки аккумуляторов в ванне не более 1 мин. После извлечения из ванны аккумуляторы выдерживают на воздухе в течение 15 мин и устанавливают на металлический лист. Провод "линия" присоединяют к металлической поверхности крышки или выводу аккумулятора и проверяют сопротивление изоляции.

Сопротивление изоляции аккумуляторов должно быть не менее указанного в п. 2.5.
Если сопротивление изоляции ниже указанного в п. 2.5, найти место повреждения визуальным просмотром и восстановить согласно приложению 10.
6.5.2 Отсутствие короткого замыкания проверять с помощью ампервольтомметра.
Измерить э.д.с. на борнах аккумулятора по шкале прибора 0,6 В постоянного напряжения. Отклонение стрелки прибора свидетельствует об отсутствии короткого замыкания в аккумуляторе.
Если э.д.с. аккумулятора не обнаружена, прибор переключить на измерение сопротивления по шкале до 0,5 кОм. Отклонение стрелки свидетельствует об отсутствии короткого замыкания.
Показания, близкие к нулю, свидетельствуют о возможном коротком замыкании аккумулятора. В этом случае необходима дополнительная проверка.
Для этого в аккумулятор залить небольшое количество (200-300 мл) электролита и вновь провести, как указано выше.
Отсутствие э.д.с. или сопротивления при повторной проверке свидетельствует о возможном коротком замыкании в аккумуляторе.
Отметить эти аккумуляторы и провести дополнительную проверку при приведении в действие.
6.6 При поступлении батарей в батарейном ящике определить сопротивление изоляции батареи без электролита относительно батарейного ящика с помощью прибора М4124 кл. точности 2,5 ТУ 25-04-2298-78.
При отсутствии прибора М4124 допускается сопротивление изоляции батареи относительно батарейного ящика замерять с помощью вольтметра или миллиамперметра с добавочным сопротивлением по формуле Фриша:

где:

Rx - сопротивление изоляции батареи, Ом;
Rb - внутреннее сопротивление вольтметра, Ом;
И - напряжение на выводах батареи, В;
И1 - напряжение между положительным выводом батареи и корпусом батарейного ящика, В;
И2 - напряжение между отрицательным выводом батареи и корпусом батарейного ящика, В.

или

где:

Rx - сопротивление изоляции батареи, Ом;
Rm - внутреннее сопротивление миллиамперметра, Ом;
Rq - добавочное сопротивление, Ом;
J - показания миллиамперметра на выводах батареи, мА;
J1 - показания миллиамперметра между положительным выводом батареи и корпусом батарейного ящика, мА;
J2 - показания миллиамперметра между отрицательным выводом батареи и корпусом батарейного ящика, мА.

Если сопротивление изоляции ниже указанного в п. 2.5, размонтировать батарею и проверить сопротивление изоляции аккумуляторов в соответствии с п. 6.5.1
Проверить отсутствие короткого замыкания в аккумуляторах в соответствии с п. 6.5.2
Примечание. Внутренне сопротивление вольтметра или сопротивление миллиамперметра с добавочным сопротивлением должно быть в пределах 1-2 кОм.
6.7 Потребитель имеет право проводить входной контроль по любому требованию технических условий.
При входном контроле потребитель использует правила отбора образцов, методы испытаний, указанные в технических условиях.
6.8 Приведение аккумуляторов в действие проводить в соответствии с п. 6.9, а хранение - с разделом 10.
6.9 Приведение в действие.
6.9.1 Если аккумуляторная батарея поступила вместе с машиной, то приведение в действие проводить вне машины без демонтажа батареи из батарейного ящика.
Аккумуляторы, поступившие россыпью, соединить перемычками последовательно в группы.
6.9.2 Снять транспортировочную пробку, у аккумуляторов с пластмассовой пробкой путем удара стержнем диаметром 20-30 мм удалить герметизирующую пленку в пробке аккумулятора, залить в каждый аккумулятор электролит типа I для ТНЖ и типа II для ТНЖК, приготовленныйв соответствии с приложениями 2, ориентировочно в количествах:

ТНЖ-250-У2 - 2,6 л ТНЖК-400Н-У2 - 2,2 л
ТНЖ-250М-У2 - 3,5 л ТНЖ-450-У2 - 4,1 л
ТНЖ-300-У2 - 3,7 л ТНЖК-480В-У2 - 2,6 л
ТНЖ-320-У2 - 3,5 л ТНЖК-500-У2 - 5,0 л
ТНЖ-300ВМ-У2 - 3,8 л ТНЖ-525-У2 - 5,3 л
ТНЖК-350-У2 - 1,5 л ТНЖ-550-У2 - 4,5 л
ТНЖК-350-I-У2 - 1,5 л ТНЖ-600-У2 - 5,8 л
ТНЖ-400М-У2 - 4,0 л ТНЖК-600-У2 - 3,0 л
ТНЖ-400-У2 - 3,7 л ТНЖК-720В-У2 - 4,5 л
ТНЖК-400-У2 - 3,4 л ТНЖК-900В-У2 - 5,0 л
ТНЖК-400А-У2 - 3,4 л ТНЖ-950-У2 - 9,0 л

Затем аккумуляторы выдержать в течение 2 ч, проверить уровень электролита над электродами, он должен быть в пределах от 15 до 20 мм.
Уровень определять с помощью стеклянной трубки диаметром 5-6 мм с метками на высоте 15-20 мм. Стеклянную трубку опустиь до электродов, затем плотно закрыв верхний конец трубки, вынуть ее из аккумулятора, держа над отверстием для заливки. Высота электролита в трубке будет равна уровню электролита над электродами.
Проверить температуру электролита, которая должна быть в пределах от 15 до 35oС.
6.9.3 Для заряда батареи или группы аккумуляторов применять источник постоянного или выпрямленного тока, напряжение которого должно быть не ниже 2,0xn B (n - количество аккумуляторов, последовательно включенных в цепь заряда).
Подсоединить крайние аккумуляторы к источнику питания следующим образом: свободный плюсовой вывод одного крайнего аккумулятора к плюсовому выводу источника питания, свободный минусовой вывод другого крайнего аккумулятора - к минусовому выводу источника питания. Проверить правильность собранной электрической схемы и включить аккумуляторы на заряд.
Допукаются отклонения по току (плюс минус) 3%.
Аккумуляторы с откидным клапаном допускается заряжать как с закрытой, так и с открытой пробкой.
Аккумуляторы с ввинчиваемой пробкой заряжать только с открытой пробкой.
Во время заряда рекомендуется применять принудительное охлаждение.
6.9.4 Аккумуляторам сообщить 5 тренировочных и 1 контрольный циклы в соответствии с табл. 4.
Во время заряда и разряда измерять напряжение каждого аккумулятора группы вольтметром класса точности 0,5 ГОСТ 8711-93 в начале и в конце.
Аккумуляторы, не выдержавшие испытание по п. 6.5, проверить на первом заряде. Если при заряде напряжение на этих аккумуляторах не растет, то аккумуляторы промыть в соответствии с п.п. 8.2.2 - 8.2.4 и повторить работы в соответствии с п.п. 6.9.3, 6.9.4, 6.9.5
Если при разряде на тренировочных циклах напряжение на аккумуляторах достигнет 1,0 В ранее 5 ч, то необходимо прекратить разряд и перейти на следующий цикл заряда.
Проверить уровень электролита в аккумуляторах перед зарядом аналогично п. 6.9.2.
Измерять температуру электролита в аккумуляторах при заряде выборочно через каждые 2 ч от начала заряда.
В случае отсутствия принудительного охлаждения заряд батареи или группы аккумуляторов при достижении температуры электролита 45oС на время, необходимое для охлаждения электролита, т.к. перегрев электролита выше 45oС приводит к потере емкости аккумулятором и сокращению срока службы. После паузы продолжить заряд. Суммарное время заряда должно соответствовать табл. 4.
Проводить во время разряда 5 и 6 цикла измерение разрядного напряжения и тока батареи или группы аккумуляторов. Измерять напряжение в начале разряда (через 10 мин), далее через каждый час от начала разряда, и в течение последнего часа - через 15 мин и в конце разряда через промежутки времени, обеспечивающие возможность фиксации конечного разрядного напряжения батарей или группы аккумуляторов.
Между окончанием заряда и началом разряда должен быть перерыв не менее 30 мин и не более 2 ч.
6.9.5 Аккумуляторы, имеющие емкость на 6 (контрольном) цикле 80% номинальной, годны для эксплуатации; имеющие ниже 80%, но не ниже 70% номинальной, циклировать до получения 80% по п. 6.9.4
Аккумуляторы, имеющие емкость ниже 70% номинальной в соответствии с п.п. 6.9.3, 6.9.4, 6.9.5 отбраковывают. Для восстановления емкости таких аккумуляторов рекомендуется промыть их в соответствии с п. 8.2.2 и повторить работы в соответствии с п.п. 6.9.3, 6.9.4, 6.9.5. После повторных работ аккумуляторы, имеющие емкость ниже 70% номинальной, бракуются.

7. Порядок работы
7.1 Слить из годных аккумуляторов электролит, промыть их в соответствии с п.
8.2.2 и вновь залить электролитом, приготовленным в соответствии с приложением 2.
Электролит, вылитый из аккумулятров, можно регенерировать для дальнейшего использования в соответствии с приложением 7.
Промыть батарейные ящики и наружные поверхности аккумуляторов и высушить их.
7.2 Аккумуляторы, приведенные в действие, смонтировать в батарею, соблюдая полярность. Учитывать, что при монтаже аккумуляторов в батарейный ящик, распределенная нагрузка на соприкасающиеся стороны аккумуляторов не должны превышать 0,2 кг/см2.
Затягивать плотно гайки при соединении аккумуляторов перемычками, т.к. неплотный контакт вызывает разогревание контактов и искрение во время работы батареи. Установка перемычек производится с усилием на гайку не более 200 кг/см.
Не допускается при сборке батарей коротких замыканий между разноименными выводами и между соседними аккумуляторами.
7.3 Определить сопротивление изоляции батареи относительно батарейного ящика по методике п. 6.6.
Если сопротивление изоляции ниже 1,0 кОм, найти и устранить причины снижения сопротивления изоляции согласно приложению 6.
7.4 Зарядить батареи режимом соответствующих аккумуляторов в соответствии с табл. 4 (контрольный цикл).
Заряжать батареи, собранные из аккумуляторов с откидным клапаном, допускается как с закрытой, так и с открытой пробкой, собранные из аккумуляторов с ввинчивающей пробкой, только с открытой пробкой.
Закрыть крышку батарейного ящика не ранее, чем через 2 ч после окончания заряда.
7.5 При прибытии машин на зарядную станцию выполнить следующие операции:

  1. открыть крышку батарейного ящика;
  2. отмыть или очистить крышки аккумуляторов от загрязнений;
  3. проверить состояние контактов и устранить замеченные недостатки
  4. проверить сопротивление изоляции батареи относительно батарейного ящика по методике п. 6.6. Устранить причины снижения сопротивления, если оно ниже 1,0 кОм. Результаты проверки записать по форме приложения 8;
  5. проверить и откорректировать уровень электролита и его плотность. Уровень электролита должен быть в соответствии с п. 6.9.2. Плотность электролита должна соответствовать требованиям к соответствующему электролиту (приложение 2);
  6. проверить температуру электролита в 3-5 средних аккумуляторах, записать результаты проверки по форме приложения 8.

Температура электролита перед началом заряда должна быть в пределах от 15 до 35oC.
7.6 Подключить батарею к зарядному устройству, соблюдая полярность. Включить зарядное устройство и по его приборам проверить ток заряда.
Заряжать батареи режимом соответствующих аккумуляторов, указанным в табл. 4 (контрольный цикл). Длительность каждого десятого заряда увеличить до 10 ч.
Измерять температуру электролита в 2-3 средних аккумуляторах не реже, чем через каждые 2 ч, во время заряда рекомендуется применять принудительное охлаждение. В случае отсутствия принудительного охлаждения прекратить заряд при достижении температуры электролита 45oC на время, необходимое для охлаждения электролита 35oC. После паузы продолжить заряд. Суммарное время заряда должно соответствовать табл. 4.
Категорически запрещается проводить заряд аккумуляторов при температуре электролита выше 45oC.
7.7 По окончании заряда отключить батарею от зарядного устройства, протереть крышки аккумуляторов и проверить сопротивление изоляции в соответствии с п. 6.5.2.
Довести уровень электролита в аккумуляторах до 20 мм, доливая воду.
Закрыть пробки, если заряд проводился с открытыми пробками аккумуляторов (п. 7.4).
Закрыть крышку батарейного ящика не ранее, чем через 2 ч после окончания заряда.

8. Техническое обслуживание
8.1 Один раз в месяц проверить напряжение каждого аккумулятора батареи перед зарядом. Из аккумуляторов, имеющих напряжение 0 В, слить электролит, аккумуляторы промыть по методике
п. 8.2.2 и провести работу в соответствии с п.п. 8.2.3 и 8.2.4
8.2 Раз в квартал необходимо проводить анализ электролита в аккумуляторах на содержание щелочей и карбонатов согласно
прил. 3 и прил. 4.
Содержание щелочи в электролите должно быть не менее 180 г/л для едкого натра и 250 г/л для едкого калий, содержание карбонатов не должно превышать 70 г/л. Если щелочность электролита ниже допустимой, то в аккумуляторы следует долить электролит типа I или типа III соответственно.
При содержании карбонатов более 70 г/л электролит необходимо сменить с одновременной промывкой аккумуляторов.
8.2.1 Перед сменой электролита батарею разрядить током 5 или 3-часового режима в соответствии с табл. 4. 8.2.2 Произвести демонтаж батареи, снять чехлы с аккумуляторов, проверить поддоны и крышки на отсутствие механических повреждений, вылить электролит.
Электролит, вылитый из аккумуляторов, можно регенерировать для дальнейшего использования в соответствии с приложением 7.
Аккумуляторы залить водой и выдержать в течение 1 ч. Затем установить аккумуляторы на промывочные приспособления вниз горловиной. В горловину ввести штуцер с отверстием, через которое подается теплая вода с температурой не выше 40oC под давлением до 50,5 кПа (0,5 атм.).
Допускаются другие способы механизированной промывки аккумуляторов.
Промывку проводить до вытекания из аккумуляторов светлой воды.
Запрещается хранить аккумуляторы без электролита более 2-х ч.
8.2.3 Промытые аккумуляторы залить электролитом типа I по прил. 2, проверить уровень и плотность.
Промыть водой и покрыть щелочестойким лаком прокладки, применяемые для расклинки, проверить резиновые чехлы на течь, годные из них тщательно вымыть, высушить и надеть на аккумуляторы. Тщательно обтереть внешнюю поверхность чехлов. Отремонтировать крышки и поддоны в случае механических повреждений, в соответствии с прил. 10. Смонтировать аккумуляторы в батарейном ящике.
8.2.4 Сообщить батарее 3 цикла режимами соответствующих аккумуляторов в моответствии с табл. 4 (контрольный цикл), при этом длительность заряда на первом и втором циклах увеличить до 10 ч.
На третьем цикле проверить измерения напряжения каждого аккумулятора в начале разряда и далее каждый час. Аккумуляторы, имеющие на третьем цикле емкость менее 70% номинальной, снять и провести работы по восстановлению емкости в соответствии с п. 9.1.
8.3 Один раз в год проводить проверку емкости батарей. Для этого необходимо провести работы в соответствии с п. 8.2.4.

9. Характерные неисправности и методы их устранения
9.1 Характерные неисправности и методы из устранения приведены в табл. 5.

10. Правила хранения и транспортирования
10.1 Аккумуляторы должны храниться в сухом виде без электролита на стеллажах в вертикальном положении борнами вверх, при этом установка одного аккумулятора на другой не допускается.
Аккумуляторы должны периодически очищаться от пыли и выступающих солей. Металлические детали аккумуляторов должны быть смазаны консервационным маслом марки К-17 ГОСТ 10877-76 или другими равноценными в отношении защиты от коррозии смазочными материалами.
При кратковременном хранении, до одного месяца, допускается хранить аккумуляторы, уложенными в горизонтальном положении на широкую боковую сторону в несколько рядов, но не более 8 рядов.
Аккумуляторы в металлических баках с электроизоляционным покрытием хранить только в вертикальном положении.
10.2 Помещение для хранения аккумуляторов должно быть сухим и вентилируемым с температурой от 1 до 40oC.
Допускается хранение аккумуляторов в помещении при температуре до минус 50оC в течение одного месяца.
10.3 Совместное хранение щелочных и кислотных аккумуляторов не допускается.
10.4 Аккумуляторы могут транспортироваться любым видом транспорта при температуре воздуха от минус 50 до плюс 50oC. Аккумуляторы укладывают друг к другу на широкую боковую сторону не более 8 рядов по высоте. Аккумуляторы в металлических баках с электроизоляционным покрытием должны транспортироваться в ящиках.
Для предохранения аккумуляторов от повреждений и перемещений, свободоные места в вагоне, кузове автомашины или контейнере должны быть расшиты досками и заполнены древесной стружкой или другими материалами. Дверные проемы вагонов и контейнеров должны быть забиты досками на уровне, равном высоте рядов уложенных аккумуляторов.
При поставке аккумуляторов на автомашинах они должны быть уложены как указано выше или на специальные поддоны, покрытые брезентом или другими материалами, обеспечивающими защиту их во время транспортирования от воздействия атмосферных осадков.

11. Гарантийные обязательства
11.1 Гарантийный срок эксплуатации аккумуляторов и батарей устанавливается в 1,5 года с момента ввода их в эксплуатацию, для аккумуляторов ТНЖ-250-У2 - 6 месяцев со дня ввода в эксплуатацию.
11.2 Гарантийный срок хранения аккумуляторов и батарей устанавливается в 3,5 года с момента их изготовления.
11.3 Предприятие-изготовитель гарантирует работоспособность аккумуляторов и батарей при соблюдении потребителем условий эксплуатации и хранения, установленных настоящей инструкцией.


Используются технологии uCoz