Затем аккумуляторы выдержать в течение 2 ч, проверить уровень электролита над электродами, он должен быть в
пределах от 15 до 20 мм.
Уровень определять с помощью стеклянной трубки диаметром 5-6 мм с метками на высоте 15-20 мм. Стеклянную трубку
опустиь до электродов, затем плотно закрыв верхний конец трубки, вынуть ее из аккумулятора, держа над отверстием для
заливки. Высота электролита в трубке будет равна уровню электролита над электродами.
Проверить температуру электролита, которая должна быть в пределах от 15 до 35oС.
6.9.3 Для заряда батареи или группы аккумуляторов применять источник постоянного или выпрямленного тока,
напряжение которого должно быть не ниже 2,0xn B (n - количество аккумуляторов, последовательно включенных в цепь заряда).
Подсоединить крайние аккумуляторы к источнику питания следующим образом: свободный плюсовой вывод одного крайнего
аккумулятора к плюсовому выводу источника питания, свободный минусовой вывод другого крайнего аккумулятора - к
минусовому выводу источника питания. Проверить правильность собранной электрической схемы и включить аккумуляторы
на заряд.
Допукаются отклонения по току (плюс минус) 3%.
Аккумуляторы с откидным клапаном допускается заряжать как с закрытой, так и с открытой пробкой.
Аккумуляторы с ввинчиваемой пробкой заряжать только с открытой пробкой.
Во время заряда рекомендуется применять принудительное охлаждение.
6.9.4 Аккумуляторам сообщить 5 тренировочных и 1 контрольный циклы в соответствии с табл. 4.
Во время заряда и разряда измерять напряжение каждого аккумулятора группы вольтметром класса точности 0,5 ГОСТ 8711-93
в начале и в конце.
Аккумуляторы, не выдержавшие испытание по п. 6.5, проверить на первом заряде. Если при заряде
напряжение на этих аккумуляторах не растет, то аккумуляторы промыть в соответствии с
п.п. 8.2.2 - 8.2.4 и повторить работы в соответствии с
п.п. 6.9.3, 6.9.4, 6.9.5
Если при разряде на тренировочных циклах напряжение на аккумуляторах достигнет 1,0 В ранее 5 ч, то необходимо прекратить
разряд и перейти на следующий цикл заряда.
Проверить уровень электролита в аккумуляторах перед зарядом аналогично п. 6.9.2.
Измерять температуру электролита в аккумуляторах при заряде выборочно через каждые 2 ч от начала заряда.
В случае отсутствия принудительного охлаждения заряд батареи или группы аккумуляторов при достижении температуры
электролита 45oС на время, необходимое для охлаждения электролита, т.к. перегрев электролита выше 45oС
приводит к потере емкости аккумулятором и сокращению срока службы. После паузы продолжить заряд. Суммарное время заряда
должно соответствовать табл. 4.
Проводить во время разряда 5 и 6 цикла измерение разрядного напряжения и тока батареи или группы аккумуляторов. Измерять
напряжение в начале разряда (через 10 мин), далее через каждый час от начала разряда, и в течение последнего часа - через
15 мин и в конце разряда через промежутки времени, обеспечивающие возможность фиксации конечного разрядного напряжения
батарей или группы аккумуляторов.
Между окончанием заряда и началом разряда должен быть перерыв не менее 30 мин и не более 2 ч.
6.9.5 Аккумуляторы, имеющие емкость на 6 (контрольном) цикле 80% номинальной, годны для эксплуатации; имеющие ниже
80%, но не ниже 70% номинальной, циклировать до получения 80% по п. 6.9.4
Аккумуляторы, имеющие емкость ниже 70% номинальной в соответствии с
п.п. 6.9.3, 6.9.4, 6.9.5 отбраковывают.
Для восстановления емкости таких аккумуляторов рекомендуется промыть их в соответствии с п. 8.2.2
и повторить работы в соответствии с п.п. 6.9.3, 6.9.4, 6.9.5.
После повторных работ аккумуляторы, имеющие емкость ниже 70% номинальной, бракуются.
7. Порядок работы
7.1 Слить из годных аккумуляторов электролит, промыть их в соответствии с п. 8.2.2 и
вновь залить электролитом, приготовленным в соответствии с приложением 2.
Электролит, вылитый из аккумулятров, можно регенерировать для дальнейшего использования в соответствии с
приложением 7.
Промыть батарейные ящики и наружные поверхности аккумуляторов и высушить их.
7.2 Аккумуляторы, приведенные в действие, смонтировать в батарею, соблюдая полярность. Учитывать, что при монтаже
аккумуляторов в батарейный ящик, распределенная нагрузка на соприкасающиеся стороны аккумуляторов не должны превышать
0,2 кг/см2.
Затягивать плотно гайки при соединении аккумуляторов перемычками, т.к. неплотный контакт вызывает разогревание контактов
и искрение во время работы батареи. Установка перемычек производится с усилием на гайку не более 200 кг/см.
Не допускается при сборке батарей коротких замыканий между разноименными выводами и между соседними аккумуляторами.
7.3 Определить сопротивление изоляции батареи относительно батарейного ящика по методике
п. 6.6.
Если сопротивление изоляции ниже 1,0 кОм, найти и устранить причины снижения сопротивления изоляции согласно
приложению 6.
7.4 Зарядить батареи режимом соответствующих аккумуляторов в соответствии с табл. 4
(контрольный цикл).
Заряжать батареи, собранные из аккумуляторов с откидным клапаном, допускается как с закрытой, так и с открытой пробкой,
собранные из аккумуляторов с ввинчивающей пробкой, только с открытой пробкой.
Закрыть крышку батарейного ящика не ранее, чем через 2 ч после окончания заряда.
7.5 При прибытии машин на зарядную станцию выполнить следующие операции:
- открыть крышку батарейного ящика;
- отмыть или очистить крышки аккумуляторов от загрязнений;
- проверить состояние контактов и устранить замеченные недостатки
- проверить сопротивление изоляции батареи относительно батарейного ящика по методике п. 6.6.
Устранить причины снижения сопротивления, если оно ниже 1,0 кОм. Результаты проверки записать по форме приложения 8;
- проверить и откорректировать уровень электролита и его плотность. Уровень электролита должен быть в соответствии с
п. 6.9.2. Плотность электролита должна соответствовать требованиям к соответствующему электролиту
(приложение 2);
- проверить температуру электролита в 3-5 средних аккумуляторах, записать результаты проверки по форме
приложения 8.
Температура электролита перед началом заряда должна быть в пределах от 15 до 35oC.
7.6 Подключить батарею к зарядному устройству, соблюдая полярность. Включить зарядное устройство и по его приборам
проверить ток заряда.
Заряжать батареи режимом соответствующих аккумуляторов, указанным в табл. 4 (контрольный цикл).
Длительность каждого десятого заряда увеличить до 10 ч.
Измерять температуру электролита в 2-3 средних аккумуляторах не реже, чем через каждые 2 ч, во время заряда
рекомендуется применять принудительное охлаждение. В случае отсутствия принудительного охлаждения прекратить заряд при
достижении температуры электролита 45oC на время, необходимое для охлаждения электролита 35oC.
После паузы продолжить заряд. Суммарное время заряда должно соответствовать табл. 4.
Категорически запрещается проводить заряд аккумуляторов при температуре электролита выше 45oC.
7.7 По окончании заряда отключить батарею от зарядного устройства, протереть крышки аккумуляторов и проверить
сопротивление изоляции в соответствии с п. 6.5.2.
Довести уровень электролита в аккумуляторах до 20 мм, доливая воду.
Закрыть пробки, если заряд проводился с открытыми пробками аккумуляторов (п. 7.4).
Закрыть крышку батарейного ящика не ранее, чем через 2 ч после окончания заряда.
8. Техническое обслуживание
8.1 Один раз в месяц проверить напряжение каждого аккумулятора батареи перед зарядом. Из аккумуляторов, имеющих
напряжение 0 В, слить электролит, аккумуляторы промыть по методике п. 8.2.2 и провести работу
в соответствии с п.п. 8.2.3 и 8.2.4
8.2 Раз в квартал необходимо проводить анализ электролита в аккумуляторах на содержание щелочей и карбонатов
согласно
прил. 3 и прил. 4.
Содержание щелочи в электролите должно быть не менее 180 г/л для едкого натра и 250 г/л для едкого калий, содержание
карбонатов не должно превышать 70 г/л. Если щелочность электролита ниже допустимой, то в аккумуляторы следует долить
электролит типа I или типа III соответственно.
При содержании карбонатов более 70 г/л электролит необходимо сменить с одновременной промывкой аккумуляторов.
8.2.1 Перед сменой электролита батарею разрядить током 5 или 3-часового режима в соответствии с
табл. 4.
8.2.2 Произвести демонтаж батареи, снять чехлы с аккумуляторов, проверить поддоны и крышки на отсутствие
механических повреждений, вылить электролит.
Электролит, вылитый из аккумуляторов, можно регенерировать для дальнейшего использования в соответствии с
приложением 7.
Аккумуляторы залить водой и выдержать в течение 1 ч. Затем установить аккумуляторы на промывочные приспособления
вниз горловиной. В горловину ввести штуцер с отверстием, через которое подается теплая вода с температурой не выше
40oC под давлением до 50,5 кПа (0,5 атм.).
Допускаются другие способы механизированной промывки аккумуляторов.
Промывку проводить до вытекания из аккумуляторов светлой воды.
Запрещается хранить аккумуляторы без электролита более 2-х ч.
8.2.3 Промытые аккумуляторы залить электролитом типа I по прил. 2, проверить уровень и
плотность.
Промыть водой и покрыть щелочестойким лаком прокладки, применяемые для расклинки, проверить резиновые чехлы на течь,
годные из них тщательно вымыть, высушить и надеть на аккумуляторы. Тщательно обтереть внешнюю поверхность чехлов.
Отремонтировать крышки и поддоны в случае механических повреждений, в соответствии с прил. 10.
Смонтировать аккумуляторы в батарейном ящике.
8.2.4 Сообщить батарее 3 цикла режимами соответствующих аккумуляторов в моответствии с табл. 4
(контрольный цикл), при этом длительность заряда на первом и втором циклах увеличить до 10 ч.
На третьем цикле проверить измерения напряжения каждого аккумулятора в начале разряда и далее каждый час. Аккумуляторы,
имеющие на третьем цикле емкость менее 70% номинальной, снять и провести работы по восстановлению емкости в соответствии
с п. 9.1.
8.3 Один раз в год проводить проверку емкости батарей. Для этого необходимо провести работы в соответствии с
п. 8.2.4.
9. Характерные неисправности и методы их устранения
9.1 Характерные неисправности и методы из устранения приведены в табл. 5.
10. Правила хранения и транспортирования
10.1 Аккумуляторы должны храниться в сухом виде без электролита на стеллажах в вертикальном положении борнами вверх,
при этом установка одного аккумулятора на другой не допускается.
Аккумуляторы должны периодически очищаться от пыли и выступающих солей. Металлические детали аккумуляторов должны быть
смазаны консервационным маслом марки К-17 ГОСТ 10877-76 или другими равноценными в отношении защиты от коррозии
смазочными материалами.
При кратковременном хранении, до одного месяца, допускается хранить аккумуляторы, уложенными в горизонтальном положении
на широкую боковую сторону в несколько рядов, но не более 8 рядов.
Аккумуляторы в металлических баках с электроизоляционным покрытием хранить только в вертикальном положении.
10.2 Помещение для хранения аккумуляторов должно быть сухим и вентилируемым с температурой от 1 до 40oC.
Допускается хранение аккумуляторов в помещении при температуре до минус 50оC в течение одного месяца.
10.3 Совместное хранение щелочных и кислотных аккумуляторов не допускается.
10.4 Аккумуляторы могут транспортироваться любым видом транспорта при температуре воздуха от минус 50 до плюс
50oC. Аккумуляторы укладывают друг к другу на широкую боковую сторону не более 8 рядов по высоте. Аккумуляторы
в металлических баках с электроизоляционным покрытием должны транспортироваться в ящиках.
Для предохранения аккумуляторов от повреждений и перемещений, свободоные места в вагоне, кузове автомашины или контейнере
должны быть расшиты досками и заполнены древесной стружкой или другими материалами. Дверные проемы вагонов и контейнеров должны
быть забиты досками на уровне, равном высоте рядов уложенных аккумуляторов.
При поставке аккумуляторов на автомашинах они должны быть уложены как указано выше или на специальные поддоны, покрытые
брезентом или другими материалами, обеспечивающими защиту их во время транспортирования от воздействия атмосферных
осадков.
11. Гарантийные обязательства
11.1 Гарантийный срок эксплуатации аккумуляторов и батарей устанавливается в 1,5 года с момента ввода их в
эксплуатацию, для аккумуляторов ТНЖ-250-У2 - 6 месяцев со дня ввода в эксплуатацию.
11.2 Гарантийный срок хранения аккумуляторов и батарей устанавливается в 3,5 года с момента их изготовления.
11.3 Предприятие-изготовитель гарантирует работоспособность аккумуляторов и батарей при соблюдении потребителем
условий эксплуатации и хранения, установленных настоящей инструкцией.
Используются технологии
uCoz